2 июня 2021 года ФГАОУ ДПО "Государственный институт новых форм обучения" провел вебинар "Механизмы развития инклюзивной профессиональной компетентности специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: современные тренды и перспективы развития" из цикла вебинаров по вопросам инклюзивного образования.
В вебинаре приняла участие директор Центра дистанционного обучения, к.п.н. Клейносова Надежда Павловна.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование инклюзивной образовательной среды в Российской Федерации:
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363. URL: http://docs.cntd.ru/document/554102819
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000
3. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377. URL: https://docs.cntd.ru/document/556183093
4. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403136100/
5. Конвенция о правах инвалидов / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. URL: http://base.garant.ru/2565085
6. Конституция Российской Федерации / Принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
7. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р. URL: http://static.government.ru/media/files/xjgGMUlASodvh3c8R4hAqxEEDgtFdM2g.pdf
8. Межведомственный комплексный план по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утв. Правительством Российской Федерации 21 декабря 2021 г. №14000п-П8. URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-plan-ot21122021-h5539226/
9. Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки, утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № Р-16. URL: http://docs.cntd.ru/document/554207472
10.Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Документ зарегистрирован № МН-11/2652-ОП от 15.11.2023 Приемная департамента молодежной политики 1 (Минобр) Страница 54 из 57. Страница создана: 15.11.2023 12:43 2 образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн. URL: https://base.garant.ru/70680520/
11.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств. Иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности», утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст. URL: https://base.garant.ru/73664694/
12.Правила осуществления мониторинга системы образования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662. URL: https://base.garant.ru/70429494
13.О мерах государственной поддержки талантливой молодежи / Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325. URL: https://base.garant.ru/6198652/
14.О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки / Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: https://base.garant.ru/70170946/
15.О ратификации Конвенции о правах инвалидов / Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70170066/
16.О социальной защите инвалидов в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
17.Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
18.Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061. URL: https://base.garant.ru/70480868/
19.Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2021/22 уч. г., утв. приказом Минобрнауки России от 1 апреля 2021 г. № 226. URL: https://docs.cntd.ru/document/565125616
20.Перечень обязательной информации о системе образования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662. URL: https://base.garant.ru/70429494/#block_2000 Документ зарегистрирован № МН-11/2652-ОП от 15.11.2023 Приемная департамента молодежной политики 1 (Минобр) Страница 55 из 57. Страница создана: 15.11.2023 12:43 3
21.План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021–2024 гг., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. № 2655-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74665446/
22.План мероприятий по трудоустройству инвалидов из числа участников национальных и региональных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» на 2021–2025 годы, утв. приказом Минпросвещения России и Минтруда России от 31 августа 2021 г. №615/609. https://base.garant.ru/403019614/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
23.План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/
24.План по реализации мероприятий Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детейинвалидов, на период до 2025 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. № 2253-р. URL: http://static.government.ru/media/files/aYOUCPjm1mA1YUylD4jESvj4qwwMAwnS.pdf
25.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-09112015-n-1309/
26. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022
27.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 1259. URL: https://base.garant.ru/70581484/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
28. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/
29.Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, утв. Документ зарегистрирован № МН-11/2652-ОП от 15.11.2023 Приемная департамента молодежной политики 1 (Минобр) Страница 56 из 57. Страница создана: 15.11.2023 12:43 4 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2019 г. № 602. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72946248/
30.Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74441661/
31.Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 6 августа 2021 г. № 721. URL: https://docs.cntd.ru/document/608487133
32.Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/
33.Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582. URL: https://base.garant.ru/70413268/
34.Типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве, утв. приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039590/
35.Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утв. приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785. URL: https://base.garant.ru/70713570/
20 октября 2020 года благотворительный фонд «КАФ» проводит онлайн-конференцию «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры».
Мероприятие прошло при поддержке АО КБ «Ситибанк», РООИ «Перспектива», Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства», Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», центра «Работа-i».
Спикеры конференции рассказали о своих проектах, опыте и результатах реализации.
На конференции были рассмотрены вопросы:
Сайт конференции: https://philanthropy.tilda.ws/caf/conference
Call-центр ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ продолжает работу.
Специалисты Call-центр готовы проконсультировать по следующим направлениям:
Работа Call-центра обеспечена в режиме 5 дней в неделю с 10.00 – 18.00 часов мск. времени.
Номер телефона горячей линии: 8-800-707-49-29.
9 июня 2020 года состоялся общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар "Инклюзивное высшее образование: методология, исследования, лучшие практики".
Темой обсуждения стали ключевые направления совместных исследований в области инклюзивного высшего образования, современные практики обучения студентов в инклюзивной среде вуза, а также вопросы профессиональной подготовки кадров, работающих со студентами с инвалидностью.
С приветственным словом к участникам обратился Смолин Олег Николаевич, депутат Государственный думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науки, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», вице-президент Всероссийского общества слепых, д-р филос. наук, академик РАО.
В экспертном семинаре приняли участие представители ассоциации инклюзивных вузов: МГППУ, ТюмГУ, НГТУ, РГПУ им. А.И. Герцена, НГПУ им. К. Минина, которые поделились результатами исследований в области инклюзивного образования, обозначили актуальные проблемы и пути их решения, представили лучшие практики.
В рамках сотрудничества с Московсим государственным психолого-педагогическим университетом в сфере инклюзивного образования Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина принял участие в информационном марафоне "Лучшие инклюзивные практики вузов-партнеров".
РГРТУ представил успешное многолетнее взаимодействие университета с Центром образования «Дистанционные технологии» (ЦОДТ) г. Рязани, на базе которого обучаются ученики с особыми образовательными потребностями. Информационное взаимодействие с директором ЦОДТ Карпачевой Галиной Владимировной, преподавателями, родителями, учениками осуществляется по различным направлениям: индивидуальное, групповое консультирование, приглашение на экскурсии, дни открытых дверей, дистанционная подготовка старшеклассников, тьюторское сопровождение поступивших студентов в течение всего периода обучения.
В рамках профориентационной работы в Рязанском государственном радиотехническом университете проводятся экскурсии для школьников Центра образования «Дистанционные технологии», в которых традиционно принимают участие школьники старших классов, учителя, родители.В 2019 году выпускники дистанционной школы «ЦОДТ» г. Рязани успешно закончили РГРТУ: студент Денис А. с ограничениями по слуху получил диплом по специальности «Экономическая безопасность». Студент-колясочник Антон А. отлично защитил выпускную квалификационную работу и получил диплом бакалавра по направлению «Прикладная информатика».
Успешным примером сотрудничества является привлечение специалистов ЦОДТ в качестве экспертов на защите студенческих проектов в номинации «Моя социальная инициатива».
Подробнее: http://rumts.mgppu.ru/index.php/2017-12-05-20-16-27/272-informatsionnyj-marafon-luchshie-inklyuzivnye-praktiki-vuzov-partnerov-predstavlyaet-opyt-ryazanskogo-gosudarstvennogo-radiotekhnicheskogo-universiteta-imeni-v-f-utkina
22.05.2020 года состоялась межотраслевая научно-практическая онлайн-конференция «Кадровое обеспечение инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».
Организатором конференции выступил Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. На конференции были представлены доклады коллег, имеющих многолетний положительный опыт работы по различным направлениям инклюзивного образования.
Так В.З. Кантор, проректор по инклюзивному образованию, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург обозначил проблемы профессионально-личностной готовности преподавателей в инклюзивном высшем образовании.
Т.Ф. Краснопевцева, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина представила концепцию, структуру и содержание сетевого повышения квалификации преподавателей в системе инклюзивного высшего образования.
Об опыте межвузовского взаимодействия как ресурсе обеспечения готовности преподавателей к реализации инклюзивного высшего образования, рассказала Г.Г. Саитгалиева, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, кандидат социологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета.
Были затронуты вопросы кадрового обеспечения, организации адаптивной физической культуры и спорта, трудоустройства выпускников. От РГРТУ в конференции принимала участие Клейносова Надежда Павловна.
Университет Банка России запустил открытый онлайн-курс "Общение без ограничений".
https://university.cbr.ru/view_doc.html?mode=start_page
Курс не имеет возрасных ограничений и предназначен для ознакомления граждан с основными правилами поведения с людьми с инвалидностью.
Время прохождения курса - 30 минут.
Необходима регистрация на сайте.
Московский государственный психолого-педагогический универсситет провел
II Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов "Профессиональное завтра" с участием студентов с инвалидностью.
От Рязанского государственного радиотехнического университета имени В.Ф. Уткина в конкурсе участвовал студент гр. 7044 Облов Илья.
На суд эксперного жюри было представлено эссе "Почему я ценный и полезный работник: 10 аргументов", которое высоко оценило представленную работу.
